Праздники
Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимыхсвятых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному[1] богослужебным кругам общественного богослужения вПравославной Церкви.
В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кромеседмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.
Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).
В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:
![]() |
Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа. |
![]() |
Классификация
- По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники (прежде всего Пасха, или Воскресение Христово), а также Двунадесятые праздники, средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасха имеет в ряду праздников совершенно особый статус и её служба значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова воспоминается в Церкви каждый воскресный день (неделю), при этом совершается бдение.
- По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
- По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
- По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.
Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:
Тип праздников | Разряд | Знак Типикона | Комментарии | Примеры |
---|---|---|---|---|
Великие | Бденные | ![]() |
Служба наиболее торжественная, служится всенощное бдение. |
|
Средние | Бденные | ![]() |
Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. |
|
Полиелейные | ![]() |
Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет[3]. |
|
|
Малые | Славословные | ![]() |
На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием. |
|
Шестеричные | ![]() |
Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читается 2 канона октоиха и канон святому на 6тропарей. |
|
|
Вседневные | — | без знака | Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Для полноты дни «без знака» добавляют к 5 вышеупомянутым разрядам праздников. |
|
Великие праздники
Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха, все двунадесятые праздники, а также некоторые другие. В богослужебных книгах, содержащих Месяцеслов, и в Минеях отмечаются знаком красного креста в круге .
- Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».
Двунадесятые праздники
По хронологии церковного года, который начинается 1 / 14 сентября[2]:
- Рождество Пресвятой Богородицы — 8 / 21 сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 14 / 27 сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря;
- Рождество Христово — 25 декабря / 7 января;
- Крещение Господне — 6 / 19 января;
- Сретение Господне — 2 / 15 февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 15 марта / 7 апреля;
- Вход Господень в Иерусалим (переходящий) — воскресенье перед Пасхой;
- Вознесение Господне (переходящий) — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг;
- День Святой Троицы (переходящий) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье;
- Преображение Господне — 6 / 19 августа;
- Успение Богородицы — 15 / 28 августа.
Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.
Недвунадесятые великие праздники
Кроме Пасхи и двунадесятых праздников к великим относятся[4]:
- Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 / 14 октября;
- Обрезание Господне и память свт. Василия Великого[5] — 1 / 14 января;
- Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня / 7 июля;
- День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня / 12 июля;
- Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа / 11 сентября.
Кроме того, в дониконовских (и в современных старобрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.