Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
с. Очево

Праздники

Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимыхсвятых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному[1] богослужебным кругам общественного богослужения вПравославной Церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кромеседмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3Исх. 20:8-11).

В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:

« Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.
»

Классификация

  • По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники (прежде всего Пасха, или Воскресение Христово), а также Двунадесятые праздникисредние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасха имеет в ряду праздников совершенно особый статус и её служба значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова воспоминается в Церкви каждый воскресный день (неделю), при этом совершается бдение.
  • По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).

Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

Пояснительная таблица разрядов праздников
Тип праздников Разряд Знак Типикона Комментарии Примеры
Великие Бденные Знаки праздников Крест в круге.svg Служба наиболее торжественная, служится всенощное бдение.
Средние Бденные Знаки праздников Крест в полукруге.svg Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене.
  • Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября / 9 октября[2];
  • Свт. Иоанна Златоуста, 13 / 26 ноября;
  • Свт. Николая Чудотворца, 6 / 19 декабря;
  • Храмовый (престольный) праздник.
Полиелейные Знаки праздников Крест.svg Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет[3].
  • Службы каждого из 12 Апостолов;
  • Первое и второе обретение честно́й главы Иоанна Предтечи;
  • 40 Севастийских мучеников, 9 / 22 марта.
Малые Славословные Знаки праздников Троеточие красное.svg На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием.
  • Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, 13 / 26 сентября;
  • Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 2 / 15 июля.
Шестеричные Знаки праздников Троеточие чёрное.svg Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читается 2 канона октоиха и канон святому на 6тропарей.
Вседневные без знака Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Для полноты дни «без знака» добавляют к 5 вышеупомянутым разрядам праздников.
  • Мученика архидиакона Евпла, 11 / 24 августа;
  • К этому разряду относится бо́льшая часть памятных дней Месяцеслова.

Великие праздники

Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха, все двунадесятые праздники, а также некоторые другие. В богослужебных книгах, содержащих Месяцеслов, и в Минеях отмечаются знаком красного креста в круге Знаки праздников Крест в круге.svg.

Двунадесятые праздники

По хронологии церковного года, который начинается 1 / 14 сентября[2]:

Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Кроме Пасхи и двунадесятых праздников к великим относятся[4]:

Кроме того, в дониконовских (и в современных старобрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.